Потомки Огузхана

Потомки Огузхана

Многие племена и народы имеют в предшествовавшие времена какого-либо родоначальника, патронимическое имя которого они носят. Причем часто встретим сакральное число три. Так, Ной через своих сыновей: Сима, Хама и Иафета (Яфета) сделался родоначальником послепотопного человечества, ибо все расы ведут свое название от них: семиты, хамиты, иафиты (яфетиды) или арийцы.

Три сына доисторического персидского шаха Фаридуна: Селм, Тур и Иредж также стали патронимами различных народов, в основном иранских и туранских.

Германские племена считали своим прародителем и праотцом Манна, сына бога Туистона, которого в свою очередь породила Гея (Земля). Все германские племена произошли от трех сыновей Манна.

Скифы (саки) произошли от Таргитая, а его родителями были верховный бог греков Зевс и дочь реки Борисфена, т.е. Днепр. У этого Таргитая также были три сына: Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис и каждый из них стал прародителем какого-либо скифского племени.

Проживавшие в прошлом в Черногории племена озриничи, пиперы и васович возводили свое происхождение к трем братьям: Озро, Пипо и Васо. Этот перечень отнюдь не ограничивается приведенными примерами, причем тюркские народы не являются исключением из него.

Подобно ветхозаветному патриарху Аврааму, «отцу множества племен», Озузхан признается прародителем многих тюрских племен и народов и, прежде всего, Огузов (угузов), известных обычно как тюрки-огузы. Китайцы называли их тукюе, точнее туцзюе. Насколько можно судить, к моменту выхода на историческую арену, это примерно VI в., они обитали в северо-восточной Монголии, где создали огромное кочевое государство, простиравшееся от Монголии и северо-западных границ Китая до Черного моря. В 745 г. уйгуры сокрушили эту империю. Видимо, после этого часть Огузов пересилилась в Восточный Туркестан; китайцы называли их шато, т.е. «степные».

Однако огузы стали расселяться к западу от Монголии уже в VI в., т.е. когда была создана империя тюрков-огузов, доходившая до Черного моря. Так, В.В.Бартольд указывает, что они, по сведениям византийских источников, уже в 576 г. «завоевали Боспор Таврический; в 581 г. они были у стен Херсонеса».12

Одна волна Огузов движется к северу от Аральского и Каспийского морей, перебирается на правый берег Волги и, продвигаясь далее к дону, попадает в поле зрения византийских и древнерусских летописцев, которые именуют их узы. Об этом шла речь выше в статье «Кто вы, узы?».

То что узы – это те же самые Огузы нет никакого сомнения. Факт тождества уз-огузов прежде всего подтверждается именем Огузхан (хан Огузов), который назывался также Узхан (хан узов). Далее, академик В.В.Бартольд в примечании к статье «Коркуд» писал: «Переход слова огуз в уз, как известно, прямо вытекает из законов тюркской фонетики».13

В древнерусской исторической литературе они известны и как гоцы, газы, а также, видимо, гужи. В связи с этим хочу обратить внимание украинских коллег на следующее. Как известно, в Западной Украине, на Буковине, а также Венгрии, проживают гуцулы. Имеют ли они какое-нибудь отношение к этим газы-гоцы – предоставляю судить ученым Украины, ибо, к сожалению, мне неизвестно мнение на сей счет украинских коллег. В XIX в. гуцулов характеризовали как «русское племя… от других русских племен отличаются наружностью, обычаями и нарядами; говорят одним из малорусских наречий»14.

Возможно, упоминаемый в «Слово о полку Игоревым» половецкий хан Гзак или Гза, имеет какое-то отношение к газы-гоцы-узы.

Вторая половина огузов направляется к юго-западу от Аральского и Каспийского морей. Вероятно, движение обеих волн шло синхронно. В Х в. они были уже в низовьях Сырдарьи и попали в поле зрения мусульманских географов и историков. Арабо-персоязычные авторы называли их гузы (ал-гуззия, гуззы), что очень близко к киргизскому гооз или кооз.

В Х в. на нижнем течении Сырдарьи часть огузов приняла ислам. В это время они называются уже туркменами. Впервые этот этноним встречается у арабоязычного географа Макдиси (Х в.). Однако в течение некоторого времени употребляется оба этнонима, т.е. огуз-гуз и туркмен. Со временем последнее название окончательно вытесняет слово огуз-гуз.

Часть огузов в начале XI в. в низовьях Сырдарьи образовала сильное государство Сельджуков, названное по имени своего предводителя Сельджука. Эти огузы известны как сельджукиды. Вместе с династией Караханидов, вышедшей из Восточного Туркестана, огузы приняли участие в сокрушении государства Саманидов с центром в Бухаре.

В первой половине XI в. туркмены-сельджуки вытеснили из Северного Афганистана и Персии (Ирана) Газневидов и утвердили здесь свое господство. Постепенно сельджуки покорили Персию, Месопотамию (Ирак), Закавказье, Сирию, Малую Азию и Византийскую империю. Они доходили до Египта и Аравии. Затем они повторно овладели Средней Азией и на некоторое время даже Восточным Туркестаном, тем самым их владения раскинулись от границ Китая до Константинополя.

Историк Рашидаддин, автор «Джами ат-таварих» (Сборник летописей), писал: «Султаны династии Сельджука и их предки, которые были великими и высокочтимыми государями, царствовавшими около четырехсот лет в областях Турана и Ирана и в подчинении коих были народы от отдаленных областей Египта до границ Хитая».15

Оставшиеся в Средней Азии огуз-гуз стали называться туркменами, а переселившиеся в Византийскую империю в память о первом турецком султане Османе или Отмане – османские или отманские турки, а также – османы, османлы, османлисы. В западноевропейской литературе они часто именуются оттоманы. В литературе XIХ в. встречаются утверждения, что «сами османы даже не любят, чтобы их называли «турками», считая этих последних людьми грубыми и необразованными».

Осман родился в 1259 г. в Вифинии (область в Малой Азии), а в 1288 наследовал от отца Эртогрула господства над Фригией (область в Малой Азии). Обе эти области входили раньше в состав Византийского государства. В 1299 г. Осман принял титул султана, объявил свою независимость от султанов Кони (Иконии) и затем покорил всю западную часть Малой Азии. Он умер в 1326 г. Именно Осман является основателем Османского (Турецкого) государства.

Преемники Османа продолжили покорение Византии, а затем перешли в Европу и стали обладателями Фракии, Сербии, Болгарии, Македонии, Фессалии и т.д. тем самым они сомкнули гигантский круг вокруг Каспийского и Черного морей, очерченный огуз-уз-гуз-туркмен-сельджук-османами за много веков своего передвижения на запад. Их потомки встретились, но уже как враги, ибо не узнали друг-друга, поскольку, как сказано в статье «Кто вы, узы?», последние стали этническим субстратом для многих балканских народов и растворились среди них.

Что касается сельджуков Азербайджана, то они именовались «азери». Этот этноним можно толковать трояко. Во-первых, как аз-эри, т.е аз-люди. По аналогии с ез+ери – один из киргизских родов и агач+эри, т.е. лесные люди. Так называли одно из огузских племен, которое в бытность на исконной родине жило в лесах. Интересно, что среди славянских племен был точный аналог этого этнонима – древляне (лесные жители), обитавшие на Волыни по бассейну рек Припять, Горынь, Случ и Тетерев. Эквивалентом агачэри является монгольское хойин-иргэн, т.е. лесное племя.16 Второе – как азари, т.е огнепоклонник. В данном случае азар персидское слово со значением «огонь». В-третьих, азари-азери назывался язык, на котором говорило до оруечивания население Иранского Азербайджана. К сожалению, толкования по этому вопросу азербайджанских коллег мне не известны.

Итак, по мере продвижения на запад народ огуз распался на узов со всеми его вариантами, туркмен, азербайджанских коллег мне не известны. Как можно судить по трудам ученых, которые в свою очередь опираются на письменные памятники, народ огуз появляется на исторической арене неожиданно, словно Афродита из белоснежной пены морских волн, и тут же образует сильное централизованное государство. Это совершенно невероятно, ибо тот или иной народ прежде, чем образовать государство, должен пройти определенной исторический путь. Из этого следует вывод, что народ огуз существовал и до VI в.

Источник:

  • «Жаак жаңылбай, туяк мүдүрүлбөй койбойт»
  • Балалуу катын – балээлүү катын
  • Мукамбет пайгамбардын 12 зайыбы. Саада
  • Байдылда Сарногоев. Чыдай түш
  • Абак
  • СҮЙӨРКУЛ ТУРГУНБАЕВ. ЭНЕ КУБАНЫЧЫ
  • Улуттук жана табият парктары. Кыргызстан
  • Мен жаш тилек
  • Акылдуу дыйкан
  • СҮЙҮНБАЙ ЭРАЛИЕВ. КАЗАК ТУУГАНГА
  • Төө сойсоң да барбайм
  • Кыргыз макалдары – И
  • Манастын Таласка көчүп келип конгону
  • Суяб
  • Кыргызстандын эс алуу жайлары
  • Айыл конуп калган го
  • Тарих-и кыргыз шадмания
  • АНАТАЙ ӨМҮРКАНОВ. ЭНЕКЕМ
  • Көнүлүндө туракемди издейт кыргыз
  • Босогону басып кирүү, басып чыгуу
  • Ат байгеден келсин
  • Алдей, алдей ак бөбөк эй
  • ИСХАК РАЗЗАКОВИЧ РАЗЗАКОВ
  • Жаман катын белгиси
  • «Акылдуу отко карайт, акмак казанды карайт»
  • Айкөл Манас. 8-китеп
  • КҮН
  • ТОКТОСУН САМУДИНОВ. ЖАҢЫЛУУ
  • Жер соорусу Аксы экен
  • «Бакыр киши паанада»
  • Тулпар тушунда, күлүк күнүндө
  • БАЛА ТӨРӨЛГӨНДӨ
  • Кыз күйөө (уламыш)
  • Үркүн
  • Сура Аль-Кадр
  • ААЛЫ ТОКОМБАЕВ. ЭГЕР БОЛСОМ
  • Алганга бар, бергенге жок
  • «Жерден жек чыкты, эки кулагы тик чыкты»
  • Өзү алдамчы адам башкаларга ишенбейт
  • Эшек курту мурунунан түшүп
  • Жем-жебес – жабыгы
  • Ычкыры бош
  • ЖОЛОН МАМЫТОВ. АКЫНГА
  • Рахматулла датка
  • АКБАР РЫСКУЛОВ. КАМЫШ АЙ КАНЫШАЙ
  • Кокон хандыгы менен кыргыз арасы
  • ШАЙЛООБЕК ДҮЙШЕЕВ. ТАН
  • АРСТАНБЕК БУЙЛАШ УУЛУ. «ТАР ЗАМАН»
  • Сура Ан-Ниса
  • Учуул
  • Чоңкойсуу шаар чалдыбары
  • АМАН ТОКТОГУЛОВ. ДИДАКТИКА
  • Сура Ан-Наба
  • Бирөөнүн биттүү тонун жамынып
  • МИДИН АЛЫБАЕВ. КАСЫМАЛЫ БАЯЛИНОВГО
  • Ормон заманындагы кыргыз
  • Тышка чыксам, койчулар кементай жабышат, үйгө келсем кадырым жок
  • Алтын шакек
  • Үй-бүлөдөгү ич ара жардамдар
  • Кыргыз эл макалдары А-2
  • ЖАЛГЫЗ ТАЛ
  • САРЫЧЕЛЕК
  • Адамдүк
  • Кыргыз эл оюндары. Балта ыргытмай, баш кийимди ыргытып илмей, баш кийимди уруп түшүрмөй.
  • «Боекчу, боекчу десе, атасынын сакалын боеп»
  • Кыргыз макалдары – З
  • Ким каерде?
  • СҮЙҮНБАЙ ЭРАЛИЕВ. КУЗЬМЕНКОНУН СҮЙГӨНҮНӨ ЖАЗГАН КАТЫНАН
  • Документтерди жоготуп коюу
  • Суу алуу

Кыргыз

Оцените статью
Кыргыз Инфо» - Кыргыздар. Сочинения, книги, рефераты на кыргызском.